Назад в новости
17321

Выбор зарядного устройства для автомобильного аккумулятора

Содержание:

Аккумулятор – одна из самых малозаметных, но при этом важных деталей автомобиля. В большинстве случаев о нем вспоминают только когда он полностью разряжен и для запуска вашего авто требуется восстановить его заряд. Особенно актуальна эта проблема с наступлением холодного времени года и минусовой температуры на улице. Чтобы не беспокоить соседа с просьбой «прикурить» вашу батарею и не заводить машину «с толкача», рекомендуется обзавестись зарядным устройством для автомобильного аккумулятора.

Зарядное устройство — специальный вид оборудования, предназначением которого является зарядка автомобильного аккумулятора от сети переменного тока. Оно позволяет зарядить свинцово-кислотную батарею как частично, так и полностью. Устройство подключается к АКБ посредством зажимов, а в электрическую сеть – при помощи сетевого кабеля.

Выбор зарядного устройства для автомобильного аккумулятора

Один раз купив такой прибор, вы обеспечите свою батарею источником электропитания на долгие годы. При этом важно правильно его использовать. От его выбора зависит не только скорость зарядки, но и сохранность АКБ.

Но как выбрать зарядное устройство для автомобиля? Для этого нужно знать принцип работы АЗУ, тип вашей батареи и другие особенности.

Принцип работы зарядного устройства

Классическое АЗУ состоит из трансформатора и выпрямителя. Оно вырабатывает постоянный ток с напряжением 14,4 Вольт. Такой показатель позволяет проходить электрическому току через автомобильный аккумулятор. Если батарея разряжена не полностью, то напряжение в нем составляет порядка 12 В. Такую батарею сложно будет зарядить устройством, у которого выходной ток также 12 В. Поэтому за оптимальную величину принято считать именно 14,4 В.

В процессе зарядки автоаккумулятора растет его внутреннее сопротивление, а зарядный ток – снижается. Когда значение напряжения аккумулятора приближается к 12 В, ток близится к нулю. Это говорит об успешном окончании процесса зарядки – ЗУ можно отключать от сети, а потом снимать зажимы с клемм.

Как выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

Учитывая технологические особенности автомобильных аккумуляторов, их принято заряжать током величиной 10% от емкости. Например, если емкость вашего аккумулятора составляет 90 А/ч, то оптимальный ток зарядки будет в пределах 9 А. Время подзарядки в этом случае составит около 10 часов.

Важно ознакомиться с инструкцией перед применением ЗУ, так как каждое устройство может иметь свои особенности эксплуатации.

Параметры зарядных устройств

При выборе зарядного устройства для автомобильного аккумулятора следует руководствоваться значением тока зарядки, его напряжением и режимами работы.

Ток зарядки

Важнейшим параметром при выборе ЗУ является ток зарядки. Он измеряется в Амперах. Величину тока следует выбирать исходя из емкости батареи. Как говорилось выше, ток должен быть в пределах 10% от ее номинальной емкости. При емкости батареи в 65 А/ч оптимальная величина тока зарядки равна 6,5 Ампер. Меньшее значение тока не несет в себе никакого вреда для заряжаемого аккумулятора, но сам процесс зарядки значительно затянется.

Выбираем зарядное для авто

При выборе зарядного устройства следует остановиться на моделях, ток зарядки которых будет равен или слегка превышать 10% емкости батареи. В таком случае устройство полностью раскроет свой потенциал, а не станет работать на пределе возможностей.

Рекомендуется выбирать модели с возможностью регулировки тока зарядки, что станет залогом равномерного процесса заряда АКБ.

Напряжение

Для легковых автомобилей напряжение ЗУ должно составлять 12 В. Современные модели также могут переключаться на значения 6 В и 24 В, что расширяет возможности устройства. Данные значения подходят для зарядки аккумуляторных батарей мотоциклов и грузовых автомобилей соответственно. Если вы не планируете заряжать эти виды транспорта, то переплачивать за функцию переключения напряжения нет смысла.

Режимы работы ЗУ

Многие современные зарядные устройства имеют специальный режим для быстрой зарядки (Boost) до значения, достаточного для запуска двигателя. Он предусматривает повышенный ток зарядки для быстрого заряда батареи. В таком режиме можно зарядить АКБ всего за 15 минут. Однако применять эту функцию часто все же не рекомендуется, так как аккумулятор должен заряжаться постоянным током постепенно.

Также существуют ЗУ для одновременной зарядки нескольких батарей при параллельном или последовательном подключении. В некоторых случаях для их работы могут потребоваться специальные переходники. Такие устройства используются на СТО, но для дома они будут нерентабельными.

Как выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора?

Чтобы правильно выбрать зарядное устройство, в первую очередь, следует определить тип аккумулятора вашего автомобиля и его емкость. Также следует обращать внимание на такие параметры:

  • мощность;
  • тип питания ЗУ;
  • дополнительный функционал;
  • оснащение.

Типы автомобильных аккумуляторов

По типу конструкции АЗУ бывают трансформаторные и импульсные. Первый тип отличается некоторой громоздкостью. Он использует трансформаторы и выпрямители тока. Второй — более компактный, что делает его предпочтительнее для бытового использования. Кроме того, такой тип оснащается защитой от короткого замыкания.

Основные типы аккумуляторных батарей, которые используются в современных автомобилях – это свинцово-кислотные и литий-ионные. Первый тип батарей наиболее популярен благодаря своей универсальности и небольшой стоимости. В свою очередь, свинцово-кислотные батареи делятся на:

  1. Lead–Acid — тип обслуживаемых батарей 6 и 12 В. Они нуждаются в хорошей вентиляции и регулярном обслуживании. Их главным недостатком является высокая степень саморазряда.
  2. Valve Regulated Lead–Acid (VRLA) — необслуживаемые батареи 2, 4, 6 и 12 В. Это самый бюджетный тип аккумуляторов в герметичном корпусе. Они не требуют дополнительной вентиляции и могут использоваться в помещении.
  3. Absorbent Glass Mat Valve Regulated Lead–Acid (AGM VRLA) — необслуживаемый тип батарей 4, 6 и 12 В. Это самый современный тип батарей. Он имеет абсорбированный электролит и сепараторы со стекловолоконными разделителями, которые защищают свинцовые пластины от разрушения. Такие агрегаты не только обеспечивают высокую скорость зарядки, но и позволяют полность восстановить заряд разряженного аккумулятора.
  4. GEL Valve Regulated Lead–Acid (GEL VRLA) — современная модификация необслуживаемых батарей 2, 4, 6 и 12 В с использованием технологии гелеобразного электролита. Для гелевых батарей требуется обеспечение требуемого уровня тока и напряжения в процессе зарядки.

Литий-ионные батареи — самый распространенный источник питания среди электромобилей. Их особенностями являются:

  • более высокое напряжение и плотность накапливаемой энергии;
  • медленный саморазряд (не более 20% за год);
  • более высокий период эксплуатации в сравнении с другими типами.

К недостаткам литий-ионных батарей относятся:

  • более высокая стоимость;
  • малый температурный диапазон;
  • повреждение и нарушение герметичности корпуса повышает риск взрыва батареи.

Емкость АКБ

Емкость аккумулятора автомобиля также является одним из параметров выбора ЗУ. Современные «зарядки» не имеют строгой привязки и рассчитаны на определенный диапазон емкости батарей. Это упрощает выбор подходящей модели среди всего ассортимента.

Аккумулятор и автомобильное зарядное устройство должны совпадать по величине емкости. Значительное несоответствии емкости батареи и возможностей ЗУ влечет за собой преждевременный износ обоих устройств, а в некоторых случаях может стать причиной выхода из строя одного из них.

Мощность

Определяет количество потребляемой энергии самим устройством и нагрузку, которая создается в процессе его работы. Чем больше мощность, тем больше сила тока, выдаваемая зарядным устройством. Пусковой ток требует большой мощности, поэтому рекомендуется выбирать модель с запасом примерно 15%.

Питание

По типу питания автомобильные зарядные устройства могут работать от обычной бытовой сети (220 В) или от промышленной (220/380 В). Второй вариант относится к числу профессиональных аппаратов для СТО.

Также существуют модели 12 В. Они подключаются к бортовой сети другого автомобиля. С их помощью можно зарядить аккумулятор без его отсоединения от бортовой сети.

Дополнительный функционал

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора может иметь различные функции:

  • защиту от перезарядки и перегрева;
  • защиту от короткого замыкания на клеммах;
  • защиту от ошибочной переполюсовки;
  • защиту от превышения максимально зарядного тока;
  • стабилизатор напряжения;
  • функцию десульфатации и другие.

Оснащение

Зарядные устройства должны оснащаться амперметром, вольтметром и индикатором зарядки. Такие аппараты могут иметь регулятор силы тока, с помощью которого можно изменять силу тока зарядки и точно настраивать устройство под нужные требования для АКБ.

Зарядное устройство для автомобиля

Также можно приобрести дополнительные аксессуары для АЗУ.

Советы по выбору ЗУ

  • покупая зарядное устройство, отдавайте предпочтение специализированным магазинам и известным брендам;
  • осматривайте на предмет повреждений как само устройство, так и его составные части (кабели, зажимы);
  • ЗУ должно отвечать всем требованиям пожарной и электробезопасности;
  • если вы часто используете автомобиль зимой, то рекомендуется приобрести пуско-зарядные устройства – универсальные аппараты, которые совмещают в себе функционал ЗУ и пусковых устройств. С их помощью можно легко зарядить АКБ в условиях низких температур или после долгого простоя автомобиля.

Обладая определенными знаниями и полученными советами, вы сможете сделать правильный выбор.