Dnipro-M в Антарктиде: украинский полярник поделился лайфхаками
Украинский полярник Александр Книжатко уже два месяца работает дизелистом-электриком на станции «Академик Вернадский». Но быть с экспедицией в Антарктиде — это гораздо больше, чем просто применять знания по профессии. Здесь суровая природа диктует свои правила и даже в обыденных ситуациях требует от полярников изобретательности и нестандартных решений.
В Антарктиде началась зима, поэтому с каждым днем на открытом воздухе работать становится все сложнее. Даже температуры +1...+3 °C, которые были на станции в межсезонье, из-за высокой влажности и пронизывающих ветров ощущались, словно на улице -15 °C. Но и при таких условиях полярникам удалось сделать немало.
Ледяные пейзажи Антарктики
«Нам было не до пингвинов»
«На следующий день после прибытия мы сразу включились в работу, поэтому нам, технической команде, было не до пингвинов, которые бегают вокруг. Вместе с нами приехали важные грузы для модернизации станции. Так как погода на полюсе очень изменчива, нужно было как можно быстрее их отгрузить и установить.
Правда, в течение нескольких дней мы еще ощущали влияние моря. Каждое утро, где-то первых часа два, возвращалась «походка моряка», немного покачивало из стороны в сторону, хотя под ногами уже была не палуба, а твердая земля, — вспоминает Александр.
Полярники отгружают материалы
Всеми имеющимися плавсредствами — несколькими «зодиаками» и баржей полярники три дня с утра до вечера доставляли на берег новое оборудование, компьютеры, медицинскую и кухонную технику, запчасти, новые матрасы для кроватей, металлические конструкции, двутавры, швеллеры, трубы, более 10 кубов древесины и три новеньких дизельгенератора, каждый весом по 2 тонны.
Запасы на зимовку
После разгрузки техническая команда начала монтировать новую антенну, готовить топливный бак для приема годового запаса дизтоплива, работать с новыми котлами системы отопления и вести подготовку к замене дизельгенераторов.
А вот и пингвины-шкиперы наблюдают за всем, что происходит на станции
Не дизельгенераторы, а «девочки»
«На станции вспомнил многое из того, что касалось работы дизелиста. «Почти 10 лет прошло с тех пор, когда я работал механиком буровых станков, но быстро восстановил в памяти все, что знал», — говорит полярник. — Коллега предложил вместе сделать полное техническое обслуживание трех дизельгенераторов, которые есть на «Вернадском». Точнее, «девочек», ведь все они имеют женские имена, которые им дали еще англичане: Lupe, Laura и Claire.
Дизельная на "Академика Вернадского"
После работ, проведенных с Lupe, все пошло как по маслу: регулировка форсунок топливной системы и клапанов, замена водяных насосов и ремней. Я понял, что с нашими тремя «леди» буду на «ты». К слову, в это время я впервые оценил удобство аккумуляторного гайковерта. Ведь гаек закручивать пришлось много: двигатель на дизельгенераторе шестицилиндровый, а работали мы с тремя такими двигателями».
Новая антенна и самодельная «железная дорога»
На станции недавно установили новую спутниковую антенну, чтобы полярники могли пользоваться безлимитным интернетом. Трудно представить, но до этой весны весь трафик команды составлял всего 30 GB в месяц, а несколько лет назад на «Вернадском» отправлять месседжи и письма можно было только раз в неделю.
Команда устанавливает новую антенну
«Когда собирали антенну, погода, мягко говоря, нам не очень способствовала. Сама антенна имеет диаметр 2,4 м и состоит из 4 секций, которые соединяются кучей болтов и гаек. Платформа для ее крепления также разборная. Крутить гайки и болты рожковыми ключами на сильном ветре, под дождем и мокрым снегом было бы испытанием для наших здоровья и нервов. Здесь снова пригодился аккумуляторный гайковерт», — говорит полярник.
Теперь на станции есть безлимитный интернет
Как рассказал нам Александр, из-за сложных погодных условий установку новых дизельгенераторов отложили. Однако хранить их на улице до следующего сезона нельзя. «Мы приступили к плану «минимум» — затянуть оборудование в дизельную. А для этого необходима была... железная дорога! Деревянный настил, построенный в прошлом веке, не выдержал бы 6 тонн.
Самодельная железная дорога для перемещения генераторов
Мы построили конструкцию, по которой завезли новую технику в помещение. Теперь не только во Львове, но и на «Вернадском» ездит «трамвай»! — смеется полярник. — Для того, чтобы разместить новые дизельгенераторы, пришлось два резервных двигателя временно отправить на улицу. Да и «Lupe» на некоторое время пришлось переставить, чтобы освободить пространство для маневров».
Александр делает "рейки"
Новенький дизельгенератор скоро окажется в помещении
Нашлись задачи и для сабельной пилы
Чтобы сделать эту перестановку, команде пришлось демонтировать одну из стен. "Мы должны были срезать несколько стоек каркаса. И здесь понадобилась аккумуляторная сабельная пила. Все сделали быстро и без удлинителей. Этот инструмент также помог, когда мы складывали лесоматериалы на стеллажах. На станции есть избыток паллет, на которых прибывали грузы. Их мы «сабелькой» и порезали", - делится подробностями Александр.
Вот такую конструкцию построила команда
Демонтаж одной из стен дизельного помещения
Лайфхак из Антарктиды
«В целом во время сезонных работ по модернизации станции успели очень много. И это касается не только технического оборудования, но и быта. Еще до нашего приезда здесь установили новые котлы и бойлер, душевые кабины, сушильные машины для постиранных вещей. Вместе с нами приехали новые кресла для столовой и рабочих офисов, много кухонного оборудования, которое мы будем устанавливать самостоятельно в течение зимовки», — говорит дизелист.
Инструменты ждут мастера
Полярник рассказал, что его коллеги также пользовались аккумуляторным инструментом. «Во время быстрых работ многие положительно оценили именно аккумуляторную технику — шлифмашину, сабельную пилу и гайковерт. Ведь не надо было тянуть удлинители, как для электроинструментов. А чтобы уменьшить влияние низкой температуры на батарею во время работ на улице, я сделал термочехол. Своеобразный лайфхак. Хочу изготовить еще один на вторую батарею», — делится идеями Александр.
Хенд-мейд "термочехол" от Александра для работы на экстремальном холоде
Традиции и быт украинских полярников
За 25 лет украинской истории исследования Антарктиды на станции «Академик Вернадский» появились свои традиции и ежедневные ритуалы. О некоторых из них нам рассказал Александр.
Самый южный форпост нашей страны
Столовая станции, где собирается вся команда
«Так принято, что завтрак каждый себе готовит сам из того, что нашел в холодильнике или из вчерашних блюд. Но обед и ужин — это всегда что-то свежее. И поверьте — очень вкусное и разнообразное, как дома! — рассказывает дизелист. — Рацион у полярников калорийный, ведь энергии здесь человек тратит много. И различными вкусностями нас балуют: выпечкой, пирожными, много фруктов и овощей. А такие угощения, как конфеты, плитки шоколада, орешки и печенье всегда на открытом месте.
Подготовка к метеорологических измерений...
... и привал
Ежедневно на помощь повару назначают дежурного, который приносит продукты из местного «магазина». Так мы здесь в шутку называем наш продовольственный склад с морозильными камерами. Дежурный также расставляет посуду в столовой, помогает с приготовлением блюд. В воскресенье у шефа выходной. В хорошую погоду и при благоприятной ледовой ситуации драйвер устраивает для повара прогулку на лодке. А на всю команду в это время готовит кто-то из зимовщиков».
Один из рабочих кабинетов ученых
«Кроме ответственного за кухню, есть еще два дежурных — ночной, который заступает на дежурство на целую неделю, и дневной, который меняется ежедневно, — рассказывает Александр. — Их задача — каждые два часа делать обход станции и проверять, нет ли проблем с оборудованием, критически важным для жизнеобеспечения станции. Также ночному нельзя спать в темное время суток. У него есть ограничения и в субботу, когда ужин на станции праздничный и включает алкоголь. Эту традицию переняли от англичан. Еще один обычай от предшественников — ко всем врачам здесь обращаются «док».
Быть в спортивной форме на станции - необходимость
Каждую пятницу вся команда вместе наводит порядок в жилом корпусе. Также ежедневно после ужина половина присутствующих убирает посуду и столы, делает влажную уборку в столовой и выносит рассортированный мусор. А на следующий день этим занимается другая половина команды».
С Украиной в разных часовых поясах, но на одной волне
Новая профессия Александра
Во время межсезонья Александр научился управлять моторной лодкой и стал драйвером. «Опыта пришлось перенимать много. И делились им с нами с радостью. Например, мой коллега Лышенко Юрий в прошлом работал на флоте. И так сложилось, что бороздил волны океанов и на севере, в Арктике, и на юге, в Антарктике. Он научил меня управлять лодкой.
Команда ученых отправляется в метеостанции
За один день мы сделали длительный по времени и расстоянию выход. Побывали на острове Крулс, где наши метеорологи должны были демонтировать метеостанцию.
Погода в Антарктике очень изменчива
Олександр навчився кермувати човном та став драйвером
Были также на острове Уругвай, где высадили команду биологов для бурения толщи льда в местном озере. Затем мы зашли на мыс Расмуссен-Хат с визитом в «аварийный домик» и сделали еще один демонтаж метеостанции, потом поплыли на мыс Кита. Называется он так, потому что на берегу действительно лежит скелет настоящего кита. О его истории еще не успел расспросить коллег», — рассказывает полярник.
На мысе Кита есть огромный скелет
Александр поделился с нами фотографиями из путешествий на лодке и видами вокруг станции. Можем насладиться снимками дикой природы Антарктики.
Ледяная красота в заливе Ведингтона (вид на гору Демарио)
На эту мордочку нельзя смотреть без улыбки
Невероятные цвета в проливе Пенола (на фото горы Скотта)
Даже при облачной погоде льдина кажется голубой
Вечер на станции
Ну что, ребята, расходимся! :)
Морской котик нежится на берегу
Восход на краю света