Назад в новости
1925

Dnipro-M в Антарктиде: украинский полярник поделился лайфхаками

Украинский полярник Александр Книжатко уже два месяца работает дизелистом-электриком на станции «Академик Вернадский». Но быть с экспедицией в Антарктиде — это гораздо больше, чем просто применять знания по профессии. Здесь суровая природа диктует свои правила и даже в обыденных ситуациях требует от полярников изобретательности и нестандартных решений.

В Антарктиде началась зима

В Антарктиде началась зима, поэтому с каждым днем ​​на открытом воздухе работать становится все сложнее. Даже температуры +1...+3 °C, которые были на станции в межсезонье, из-за высокой влажности и пронизывающих ветров ощущались, словно на улице -15 °C. Но и при таких условиях полярникам удалось сделать немало.

Ледяные пейзажи Антарктики

Ледяные пейзажи Антарктики

«Нам было не до пингвинов»

«На следующий день после прибытия мы сразу включились в работу, поэтому нам, технической команде, было не до пингвинов, которые бегают вокруг. Вместе с нами приехали важные грузы для модернизации станции. Так как погода на полюсе очень изменчива, нужно было как можно быстрее их отгрузить и установить.

Правда, в течение нескольких дней мы еще ощущали влияние моря. Каждое утро, где-то первых часа два, возвращалась «походка моряка», немного покачивало из стороны в сторону, хотя под ногами уже была не палуба, а твердая земля, — вспоминает Александр.

Полярники отгружают материалы

Полярники отгружают материалы

Всеми имеющимися плавсредствами — несколькими «зодиаками» и баржей полярники три дня с утра до вечера доставляли на берег новое оборудование, компьютеры, медицинскую и кухонную технику, запчасти, новые матрасы для кроватей, металлические конструкции, двутавры, швеллеры, трубы, более 10 кубов древесины и три новеньких дизельгенератора, каждый весом по 2 тонны.

Запасы на зимовку

Запасы на зимовку

После разгрузки техническая команда начала монтировать новую антенну, готовить топливный бак для приема годового запаса дизтоплива, работать с новыми котлами системы отопления и вести подготовку к замене дизельгенераторов.

А вот и пингвины-шкиперы наблюдают за всем, что происходит на станции

А вот и пингвины-шкиперы наблюдают за всем, что происходит на станции

Не дизельгенераторы, а «девочки»

«На станции вспомнил многое из того, что касалось работы дизелиста. «Почти 10 лет прошло с тех пор, когда я работал механиком буровых станков, но быстро восстановил в памяти все, что знал», — говорит полярник. — Коллега предложил вместе сделать полное техническое обслуживание трех дизельгенераторов, которые есть на «Вернадском». Точнее, «девочек», ведь все они имеют женские имена, которые им дали еще англичане: Lupe, Laura и Claire.

Дизельная на Академика Вернадского

Дизельная на "Академика Вернадского"

После работ, проведенных с Lupe, все пошло как по маслу: регулировка форсунок топливной системы и клапанов, замена водяных насосов и ремней. Я понял, что с нашими тремя «леди» буду на «ты». К слову, в это время я впервые оценил удобство аккумуляторного гайковерта. Ведь гаек закручивать пришлось много: двигатель на дизельгенераторе шестицилиндровый, а работали мы с тремя такими двигателями».

Новая антенна и самодельная «железная дорога»

На станции недавно установили новую спутниковую антенну, чтобы полярники могли пользоваться безлимитным интернетом. Трудно представить, но до этой весны весь трафик команды составлял всего 30 GB в месяц, а несколько лет назад на «Вернадском» отправлять месседжи и письма можно было только раз в неделю.

Команда устанавливает новую антенну

Команда устанавливает новую антенну

«Когда собирали антенну, погода, мягко говоря, нам не очень способствовала. Сама антенна имеет диаметр 2,4 м и состоит из 4 секций, которые соединяются кучей болтов и гаек. Платформа для ее крепления также разборная. Крутить гайки и болты рожковыми ключами на сильном ветре, под дождем и мокрым снегом было бы испытанием для наших здоровья и нервов. Здесь снова пригодился аккумуляторный гайковерт», — говорит полярник.

Теперь на станции есть безлимитный интернет

Теперь на станции есть безлимитный интернет

Как рассказал нам Александр, из-за сложных погодных условий установку новых дизельгенераторов отложили. Однако хранить их на улице до следующего сезона нельзя. «Мы приступили к плану «минимум» — затянуть оборудование в дизельную. А для этого необходима была... железная дорога! Деревянный настил, построенный в прошлом веке, не выдержал бы 6 тонн.

Самодельная железная дорога для перемещения генераторов

Самодельная железная дорога для перемещения генераторов

Мы построили конструкцию, по которой завезли новую технику в помещение. Теперь не только во Львове, но и на «Вернадском» ездит «трамвай»! — смеется полярник. — Для того, чтобы разместить новые дизельгенераторы, пришлось два резервных двигателя временно отправить на улицу. Да и «Lupe» на некоторое время пришлось переставить, чтобы освободить пространство для маневров».

Александр делает "рейки"

Александр делает "рейки"

Новенький дизельгенератор скоро окажется в помещении

Новенький дизельгенератор скоро окажется в помещении

Нашлись задачи и для сабельной пилы

Нашлись задачи и для сабельной пилы

Чтобы сделать эту перестановку, команде пришлось демонтировать одну из стен. "Мы должны были срезать несколько стоек каркаса. И здесь понадобилась аккумуляторная сабельная пила. Все сделали быстро и без удлинителей. Этот инструмент также помог, когда мы складывали лесоматериалы на стеллажах. На станции есть избыток паллет, на которых прибывали грузы. Их мы «сабелькой» и порезали", - делится подробностями Александр.

Вот такую конструкцию построила команда

Вот такую конструкцию построила команда

Демонтаж одной из стен дизельного помещения

Демонтаж одной из стен дизельного помещения

Лайфхак из Антарктиды

«В целом во время сезонных работ по модернизации станции успели очень много. И это касается не только технического оборудования, но и быта. Еще до нашего приезда здесь установили новые котлы и бойлер, душевые кабины, сушильные машины для постиранных вещей. Вместе с нами приехали новые кресла для столовой и рабочих офисов, много кухонного оборудования, которое мы будем устанавливать самостоятельно в течение зимовки», — говорит дизелист.

Инструменты ждут мастера

Инструменты ждут мастера

Полярник рассказал, что его коллеги также пользовались аккумуляторным инструментом. «Во время быстрых работ многие положительно оценили именно аккумуляторную технику — шлифмашину, сабельную пилу и гайковерт. Ведь не надо было тянуть удлинители, как для электроинструментов. А чтобы уменьшить влияние низкой температуры на батарею во время работ на улице, я сделал термочехол. Своеобразный лайфхак. Хочу изготовить еще один на вторую батарею», — делится идеями Александр.

Хенд-мейд "термочехол" от Александра для работы на экстремальном холоде

Хенд-мейд "термочехол" от Александра для работы на экстремальном холоде

Традиции и быт украинских полярников

За 25 лет украинской истории исследования Антарктиды на станции «Академик Вернадский» появились свои традиции и ежедневные ритуалы. О некоторых из них нам рассказал Александр.

Самый южный форпост нашей страны

Самый южный форпост нашей страны

Столовая станции, где собирается вся команда

Столовая станции, где собирается вся команда

«Так принято, что завтрак каждый себе готовит сам из того, что нашел в холодильнике или из вчерашних блюд. Но обед и ужин — это всегда что-то свежее. И поверьте — очень вкусное и разнообразное, как дома! — рассказывает дизелист. — Рацион у полярников калорийный, ведь энергии здесь человек тратит много. И различными вкусностями нас балуют: выпечкой, пирожными, много фруктов и овощей. А такие угощения, как конфеты, плитки шоколада, орешки и печенье всегда на открытом месте.

Подготовка к метеорологических измерений...

Подготовка к метеорологических измерений...

... и привал

... и привал

Ежедневно на помощь повару назначают дежурного, который приносит продукты из местного «магазина». Так мы здесь в шутку называем наш продовольственный склад с морозильными камерами. Дежурный также расставляет посуду в столовой, помогает с приготовлением блюд. В воскресенье у шефа выходной. В хорошую погоду и при благоприятной ледовой ситуации драйвер устраивает для повара прогулку на лодке. А на всю команду в это время готовит кто-то из зимовщиков».

Один из рабочих кабинетов ученых

Один из рабочих кабинетов ученых

«Кроме ответственного за кухню, есть еще два дежурных — ночной, который заступает на дежурство на целую неделю, и дневной, который меняется ежедневно, — рассказывает Александр. — Их задача — каждые два часа делать обход станции и проверять, нет ли проблем с оборудованием, критически важным для жизнеобеспечения станции. Также ночному нельзя спать в темное время суток. У него есть ограничения и в субботу, когда ужин на станции праздничный и включает алкоголь. Эту традицию переняли от англичан. Еще один обычай от предшественников — ко всем врачам здесь обращаются «док».

Быть в спортивной форме на станции - необходимость

Быть в спортивной форме на станции - необходимость

Каждую пятницу вся команда вместе наводит порядок в жилом корпусе. Также ежедневно после ужина половина присутствующих убирает посуду и столы, делает влажную уборку в столовой и выносит рассортированный мусор. А на следующий день этим занимается другая половина команды».

С Украиной в разных часовых поясах, но на одной волне

С Украиной в разных часовых поясах, но на одной волне

Новая профессия Александра

Во время межсезонья Александр научился управлять моторной лодкой и стал драйвером. «Опыта пришлось перенимать много. И делились им с нами с радостью. Например, мой коллега Лышенко Юрий в прошлом работал на флоте. И так сложилось, что бороздил волны океанов и на севере, в Арктике, и на юге, в Антарктике. Он научил меня управлять лодкой.

Команда ученых отправляется в метеостанции

Команда ученых отправляется в метеостанции

Команда ученых отправляется в метеостанции

За один день мы сделали длительный по времени и расстоянию выход. Побывали на острове Крулс, где наши метеорологи должны были демонтировать метеостанцию.

Погода в Антарктике очень изменчива

Погода в Антарктике очень изменчива

Александр научился управлять лодкой и стал драйвером

Олександр навчився кермувати човном та став драйвером

Были также на острове Уругвай, где высадили команду биологов для бурения толщи льда в местном озере. Затем мы зашли на мыс Расмуссен-Хат с визитом в «аварийный домик» и сделали еще один демонтаж метеостанции, потом поплыли на мыс Кита. Называется он так, потому что на берегу действительно лежит скелет настоящего кита. О его истории еще не успел расспросить коллег», — рассказывает полярник.

На мысе Кита есть огромный скелет

На мысе Кита есть огромный скелет

Александр поделился с нами фотографиями из путешествий на лодке и видами вокруг станции. Можем насладиться снимками дикой природы Антарктики.

Ледяная красота в заливе Ведингтона (вид на гору Демарио)

Ледяная красота в заливе Ведингтона (вид на гору Демарио)

На эту мордочку нельзя смотреть без улыбки

На эту мордочку нельзя смотреть без улыбки

Невероятные цвета в проливе Пенола (на фото горы Скотта)

Невероятные цвета в проливе Пенола (на фото горы Скотта)

Даже при облачной погоде льдина кажется голубой

Даже при облачной погоде льдина кажется голубой

Вечер на станции

Вечер на станции

Ну что, ребята, расходимся! :)

Ну что, ребята, расходимся! :)

Морской котик нежится на берегу

Морской котик нежится на берегу

Схід сонця на краю світу

Восход на краю света