Как зарядить автомобильный аккумулятор зарядным устройством
Содержание:
- Разряженный аккумулятор
- Общие советы по зарядке
- Пошаговая эксплуатация зарядного устройства
- Вопросы о зарядке автомобильного аккумулятора
Любой аккумулятор, который активно эксплуатируется в автомобиле, рекомендовано заряжать два раза в год: перед и после зимнего сезона. Кроме того, необходимо периодически проверять напряжение — если после 10-12 часов работы оно составляет меньше 12,5V, значит пора зарядить аккумулятор. Как правило, на его корпусе указана информация, которая поможет подобрать необходимое зарядное устройство.
Если такая информация отсутствует, то можно воспользоваться простой формулой. Например, если емкость вашего аккумулятора 100 А·ч, то поделив ее на 10 ч (идеальное время зарядки 7-10 ч), вы получите значение максимального зарядного тока — 10 А.
Как понять, что автомобильный аккумулятор разрядился?
Существуют как простые методы проверить состояние АКБ, так и методы точной диагностики.
Первичные признаки разряженного аккумулятора
Вы можете пойти от обратного: батарею можно считать рабочей, если она:
- может принимать электрический ток зарядом 1/10 от ее номинальной мощности;
- может выдавать ток заявленной мощности;
- обладает силой тока, которую указал производитель;
- долго держит заряд.
Если хотя бы один пункт не соответствует истине, значит, аккумуляторная батарея на автомобиле находится в состоянии разряда или начала приходить в негодность.
Полностью разряженный аккумулятор можно узнать по следующим признакам:
- мотор не заводится, даже если батарею недавно заряжали;
- заряженность батареи сразу падает после зарядки;
- цвет электролита помутнел или стал черным;
- во время зарядки сильно увеличивается температура АКБ (хотя бы одной из банок);
- от аккумулятора исходит неприятный запах.
Методы точной диагностики аккумулятора
Для этого вам понадобятся несколько приборов: тестер, мультиметр, зарядное устройство, токовые клещи и нагрузочная вилка. Они помогут провести тест, который укажет на точное состояние батареи.
С аккумулятора нужно снять клеммы и подключить к нему мультиметр. Прибор должен находиться в режиме измерения напряжения (20 В, постоянный ток). Устанавливайте щупы в соответствии с полярностью — красный щуп необходимо подключить к полюсу «плюс», а черный — к «минус». В зависимости от показаний, которые выдаст мультиметр, можно достаточно точно определить состояние аккумулятора:
- 11,9–12,2 В. Уровень заряда находится на нуле — нужно срочно зарядить АКБ, так как в ней уже, вероятно, началось сульфатирование.
- 11,2–11,7 В. Напряжение в таких пределах означает, что внутри обломалась пластина. В такой батарее повышается сопротивление, поэтому вместо зарядки она начинает «вскипать». Такой аккумулятор не способен выдавать пусковой ток, достаточный для запуска двигателя.
- 10,4–10,7 В. Такое напряжение на клеммах батареи может быть при замыкании между пластинами с разным знаком в одной банке. Из-за короткого замыкания аккумулятор очень быстро разряжается, а напряжение в банке будет находиться на уровне 0 В.
- 9 В или меньше. Аккумулятор находится в состоянии глубокой разрядки из-за невыключенного света, габаритов или багажника, который забыли закрыть.
Если оборудования под рукой нет, можно провести другой тест. Нужно включить на незаведенном авто дальний свет и оставить его на 20 минут. После этого нужно попытаться запустить двигатель. Если в аккумуляторе есть серьезная проблема, мотор не сможет запуститься или его старт будет сложным.
Общие советы по зарядке
- перед началом работы обязательно ознакомьтесь с инструкцией к зарядному устройству;
- в холодную пору необходимо отогреть аккумулятор до комнатной температуры перед началом зарядки;
- помните, что вы работаете с током, поэтому важно соблюдать технику безопасности;
- не включайте зарядное устройство, если оно расположено непосредственно в машине, возле легковоспламеняющихся материалов или взрывоопасных веществ;
- не используйте самодельные кабели или удлинители;
- не включайте зарядное устройство, если оно повреждено, не пытайтесь починить его самостоятельно;
- не используйте ЗУ для зарядки обычных батареек.
Пошаговая эксплуатация зарядного устройства
Часто бывает, что при покупке нового ЗУ, возникает потребность проверить его работоспособность без подключения к аккумулятору. Сделать это можно следующим образом:
- расположите клеммы так, чтобы они не касались друг друга, корпуса устройства и других металлических предметов;
- установите клавишу выбора напряжения зарядки в положение 12V, а переключатель силы зарядного тока на MIN;
- подключите ЗУ к сети и включите устройство, при этом будет светиться индикатор выключателя;
- после того как на устройство будет подано электропитание, вы услышите характерное гудение — это значит, что ЗУ работает.
После проверки не забудьте выключить устройство и отключить его от сети.
Переходим непосредственно к зарядке авто:
- для начала убедитесь, что ваш аккумулятор имеет рабочее напряжение 12 или 24V;
- очистите контакты аккумулятора от пыли, грязи и окиси;
- подсоедините зажимы к контактам устройства: красный к плюсу, черный — к минусу;
- переставьте переключатель напряжения в положение, которое необходимо для вашего аккумулятора: 12 или 24V;
- выберите режим зарядки (минимальный или максимальный ток) в зависимости от того, как быстро необходимо зарядить аккумулятор;
- подключите кабель к электросети и включите ЗУ. При этом будет светиться соответствующий индикатор.
Сразу после включения в сеть амперметр будет показывать текущее значение тока зарядки. Сначала это значение может достигать от 8 до 25 А, но со временем величина тока будет постепенно уменьшаться.
ЗУ функционирует в автоматическом режиме и самостоятельно формирует величину зарядного тока — нет необходимости постоянно контролировать параметры процесса зарядки аккумулятора. При этом не рекомендовано оставлять работающее ЗУ без наблюдения.
Аккумулятор полностью заряжен, если значения тока и напряжения во время зарядки не меняются в течение 1-2 часов. После того как зарядка окончена отключите ЗУ, отсоедините кабель от электросети, снимите зажимы с аккумулятора.
Читайте так же: Как выбрать зарядное и пусковое устройство для аккумулятора автомобиля: какое авто зу купить
Частые вопросы о зарядке автомобильного аккумулятора
Существует ряд вопросов, которые часто задают о зарядке аккумулятора. В этой части статьи мы ответили на них.
Как восстановить аккумулятор авто?
В большинстве аккумуляторов со времен осыпаются или замусориваются пластины. Чтобы восстановить такой аккумулятор, выполняют следующие действия:
- Батарею промывают дистиллированной водой.
- Добавляют в электролит десульфатирующую присадку и ждут 2 суток, пока она не растворится.
- Заливают электролит в аккумулятор.
- Несколько раз заряжают и разряжают батарею, устанавливая ток на уровне 1/10 от максимального.
- Доводят плотность электролита до номинальной (1,28 г/куб). Для этого нужно долить дистиллированную воду или электролит с повышенной плотностью.
Как заряжать обслуживаемый аккумулятор?
Обслуживаемый аккумулятор это такой, в котором можно выкрутить пробки, получив доступ к пластинам с электролитом. Перед зарядкой такой батареи нужно открутить пробки на банках, чтобы внутри не скапливался газ. При подключении ЗУ устройство сначала подключается к аккумулятору, а уже потом к сети. Это исключит вероятность возникновения искры.
Как правильно заряжать необслуживаемый аккумулятор?
Большинство аккумуляторов, которые выпускаются сегодня — необслуживаемые. Их необходимо заряжать с использованием автоматических ЗУ, которые могут точно регулировать напряжение. Часто на необслуживаемых АКБ есть встроенный индикатор заряда, позволяющий отслеживать степень заряженности.
Помните, что для зарядки нужно правильно установить напряжение/ток. Слишком высокие показатели могут привести к выкипанию электролита.
Как правильно заряжать полностью разряженный аккумулятор авто?
Правильная зарядка аккумулятора, который полностью разрядился, проходит с использованием специальных зарядных устройств, способных работать в режиме десульфатации. Они смогут устранить последствия сульфатации — химической реакции свинцовых пластин, приводящей к их разрушению. Также можно провести серию зарядов малой величины, которые называют «тренировочными». После завершения десульфатации необходимо определить состояние батареи, понять, какой ток требуется для ее зарядки, и зарядить с использованием ЗУ.
Как узнать, что аккумулятор авто полностью зарядился?
- Многие необслуживаемые аккумуляторы имеют индикатор, который загорается зеленым цветом, если АКБ находится в заряженном состоянии.
- На ЗУ может быть амперметр. Если значение находится на 0 несколько часов, то аккумулятор считается заряженным.
- Можно замерять напряжение на клеммах батареи. Она заряжена, если значение составляет 16,3-16,4 В.
Как глубокий разряд аккумулятора влияет на срок его эксплуатации?
Каждый аккумулятор, который не используется, нужно заряжать, иначе он перейдет в состояние глубокого разряда. После разряда снижается емкость батареи. Дольше всего прослужит полностью заряженная АКБ, поэтому периодически следует проверять уровень заряда, не допуская глубокой разрядки. Правильный уход за аккумулятором позволяет продлить срок его жизни и сделать его надежнее.
Сколько заряжать аккумулятор?
Скорость зарядки зависит прежде всего от степени разряженности аккумулятора. Как правило, полностью разряженную батарею можно зарядить за 10-12 часов. Для оценки времени можно использовать простую формулу, основанную на емкости аккумулятора и токе зарядки:
Время зарядки (в часах) = Емкость аккумулятора (в Ач) / Ток зарядки (в A).
Сила тока не должна превышать 10% емкости самой аккумуляторной батареи. Например, если аккумулятор имеет емкость 60 Ач, ток зарядки 5 А, то для полного заряда необходимо 12 ч. Чем ниже сила тока, тем больше времени уйдет на подзарядку аккумулятора и наоборот.
Важно:
- Следует избегать слишком высоких токов, чтобы не повредить аккумулятор.
- На его долговечность также может повлиять регулярная быстрая зарядка, поэтому рекомендуется следовать рекомендациям производителя аккумулятора и зарядного устройства.
- Не рекомендовано долго держать батарею на зарядке. Если на амперметре показатели не снижаются в течение нескольких часов — заряд полностью восстановлен.
Если необходимо быстро зарядить аккумулятор, например, чтобы завести авто, может хватить 15-20 минутного заряда. Это возможно при условии, что батарея еще новая, исправна электросистема и позволяют погодные условия. После запуска двигателя необходимо будет отключить потребители электроэнергии (фары, магнитолу, обогрев и т.д) и ездить так длительное время до полной зарядки аккумулятора. Постоянные недозарядки могут также негативно сказаться на долговечности аккумулятора.