Назад в новости
6648

Зарядка автомобильного аккумулятора: делаем это правильно

Содержание:

  1. Разряженный аккумулятор
  2. Процесс зарядки автомобильного аккумулятора
  3. Вопросы о зарядке автомобильного аккумулятора

 

В каждом автомобиле есть элементы, использующие электрическую энергию. Без электричества не будут работать фары и гудок, не заведется и сам автомобиль. За подачу электроэнергии отвечает аккумулятор, установленный под капотом. Когда автомобиль едет, генератор подзаряжает батарею. Тем не менее, бывают случаи, когда аккумулятор требует подзарядки. Если не провести ее вовремя, его срок эксплуатации сократится. Для зарядки понадобится специальное зарядное устройство.

Как понять, что автомобильный аккумулятор разрядился?

Существуют как простые методы проверить состояние АКБ, так и методы точной диагностики.

Первичные признаки разряженного аккумулятора

Вы можете пойти от обратного: батарею можно считать рабочей, если она:

  • может принимать электрический ток зарядом 1/10 от ее номинальной мощности;
  • может выдавать ток заявленной мощности;
  • обладает силой тока, которую указал производитель;
  • долго держит заряд.

Если хотя бы один пункт не соответствует истине, значит, аккумуляторная батарея на автомобиле находится в состоянии разряда или начала приходить в негодность.

Полностью разряженный аккумулятор можно узнать по следующим признакам:

  • мотор не заводится, даже если батарею недавно заряжали;
  • заряженность батареи сразу падает после зарядки;
  • цвет электролита помутнел или стал черным;
  • во время зарядки сильно увеличивается температура АКБ (хотя бы одной из банок);
  • от аккумулятора исходит неприятный запах.

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора Dnipro-M

Методы точной диагностики аккумулятора

Для этого вам понадобятся несколько приборов: тестер, мультиметр, зарядное устройство, токовые клещи и нагрузочная вилка. Они помогут провести тест, который укажет на точное состояние батареи.

С аккумулятора нужно снять клеммы и подключить к нему мультиметр. Прибор должен находиться в режиме измерения напряжения (20 В, постоянный ток). Устанавливайте щупы в соответствии с полярностью — красный щуп необходимо подключить к полюсу «плюс», а черный — к «минус». В зависимости от показаний, которые выдаст мультиметр, можно достаточно точно определить состояние аккумулятора:

  1. 11,9–12,2 В. Уровень заряда находится на нуле — нужно срочно зарядить АКБ, так как в ней уже, вероятно, началось сульфатирование.
  2. 11,2–11,7 В. Напряжение в таких пределах означает, что внутри обломалась пластина. В такой батарее повышается сопротивление, поэтому вместо зарядки она начинает «вскипать». Такой аккумулятор не способен выдавать пусковой ток, достаточный для запуска двигателя.
  3. 10,4–10,7 В. Такое напряжение на клеммах батареи может быть при замыкании между пластинами с разным знаком в одной банке. Из-за короткого замыкания аккумулятор очень быстро разряжается, а напряжение в банке будет находиться на уровне 0 В.
  4. 9 В или меньше. Аккумулятор находится в состоянии глубокой разрядки из-за невыключенного света, габаритов или багажника, который забыли закрыть.

Если оборудования под рукой нет, можно провести другой тест. Нужно включить на незаведенном авто дальний свет и оставить его на 20 минут. После этого нужно попытаться запустить двигатель. Если в аккумуляторе есть серьезная проблема, мотор не сможет запуститься или его старт будет сложным.

Процесс зарядки автомобильного аккумулятора

Если стало понятно, что необходимо зарядить батарею, выполните следующие действия:

Как подготовить аккумулятор к зарядке?

Если аккумулятор необслуживаемый:

  1. Снимите аккумулятор с авто. Если времени очень мало, можно просто отключить его от бортовой сети.
  2. Чтобы гарантировать хороший контакт, нужно очистить клеммы.
  3. Рекомендуется почистить поверхность аккумулятора чистой сухой тряпкой или смочить ее в 10% растворе нашатырного спирта.

Если аккумулятор обслуживаемый, нужно выполнить еще несколько действий:

  1. Обязательно открутите пробки на банках или откройте заглушку. Это позволит парам выходить наружу, не раздувая аккумулятор.
  2. Если в какой-нибудь из банок не хватает электролита, нужно долить в нее дистиллированной воды. Убедитесь, что она полностью покрыла пластины.

Зарядка аккумулятора

Вы можете заряжать аккумулятор в двух режимах:

  • при постоянном токе;
  • при постоянном напряжении.

Правильная зарядка акб авто

Зарядка при постоянном токе

Формула для расчета величины тока: 0,1 х С20. Нужно взять 1/10 от номинальной емкости батареи при длительности зарядки 20 часов. Чтобы регулировать ток в таком режиме, понадобится устройство для регулировки.

Если вы решили заряжать током постоянной величины, нужно будет корректировать электричество каждые несколько часов. В конце процесса батарея будет выделять значительное количество газа. По мере возрастания напряжения необходимо уменьшить ток. Когда значение напряжения дойдет до 14,4 В, нужно сократить электричество до 0,05 от емкости аккумулятора. После достижения значения в 15 В нужно подавать электричество в 0,025 от ее емкости АКБ.

Считается, что батарея находится в заряженном состоянии, когда показатели тока и напряжения сохраняются на протяжении 2 часов без изменений. Современные батареи (необслуживаемые) выдают при этом около 16,4 В.

Время зарядки аккумулятора авто

Время зарядки аккумулятора любым из методов примерно одинаково и составляет 10-12 часов. Это при условии, что батарея полностью разряжена. Если же разряд АКБ неполный, время сократится.

Контроль уровня электролита

Перед зарядкой нужно проверить электролит. В современных аккумуляторах есть «глазки» или отметки на корпусе, которые показывают его минимальный и максимальный уровень. Если уровень электролита упал, нужно долить его или дистиллированную воду.

Безопасная зарядка авто

Правила безопасности

Во время зарядки батареи происходит опасный химический процесс — выделяются водород и кислород. Смешиваясь, они образуют взрывоопасное вещество. Чтобы зарядка была безопасной, нужно соблюдать следующие правила:

  • Помещение, в котором заряжается аккумулятор, должно хорошо проветриваться.
  • Нельзя заряжать АКБ рядом с открытым огнем или использовать оборудование, приводящее к возникновению искр.
  • Если нет возможности снять аккумулятор с авто, нужно отключить минусовой провод.

Читайте так же: Как выбрать зарядное и пусковое устройство для аккумулятора автомобиля: какое авто зу купить

Частые вопросы о зарядке автомобильного аккумулятора

Существует ряд вопросов, которые часто задают о зарядке аккумулятора. В этой части статьи мы ответили на них.

Как восстановить аккумулятор авто?

В большинстве аккумуляторов со времен осыпаются или замусориваются пластины. Чтобы восстановить такой аккумулятор, выполняют следующие действия:

  1. Батарею промывают дистиллированной водой.
  2. Добавляют в электролит десульфатирующую присадку и ждут 2 суток, пока она не растворится.
  3. Заливают электролит в аккумулятор.
  4. Несколько раз заряжают и разряжают батарею, устанавливая ток на уровне 1/10 от максимального.
  5. Доводят плотность электролита до номинальной (1,28 г/куб). Для этого нужно долить дистиллированную воду или электролит с повышенной плотностью.

Как заряжать обслуживаемый аккумулятор?

Обслуживаемый аккумулятор это такой, в котором можно выкрутить пробки, получив доступ к пластинам с электролитом. Перед зарядкой такой батареи нужно открутить пробки на банках, чтобы внутри не скапливался газ. При подключении ЗУ устройство сначала подключается к аккумулятору, а уже потом к сети. Это исключит вероятность возникновения искры.

Как правильно заряжать необслуживаемый аккумулятор?

Большинство аккумуляторов, которые выпускаются сегодня — необслуживаемые. Их необходимо заряжать с использованием автоматических ЗУ, которые могут точно регулировать напряжение. Часто на необслуживаемых АКБ есть встроенный индикатор заряда, позволяющий отслеживать степень заряженности.

Помните, что для зарядки нужно правильно установить напряжение/ток. Слишком высокие показатели могут привести к выкипанию электролита.

Как правильно заряжать полностью разряженный аккумулятор авто?

Правильная зарядка аккумулятора, который полностью разрядился, проходит с использованием специальных зарядных устройств, способных работать в режиме десульфатации. Они смогут устранить последствия сульфатации — химической реакции свинцовых пластин, приводящей к их разрушению. Также можно провести серию зарядов малой величины, которые называют «тренировочными». После завершения десульфатации необходимо определить состояние батареи, понять, какой ток требуется для ее зарядки, и зарядить с использованием ЗУ.

Как узнать, что аккумулятор авто полностью зарядился?

  1. Многие необслуживаемые аккумуляторы имеют индикатор, который загорается зеленым цветом, если АКБ находится в заряженном состоянии.
  2. На ЗУ может быть амперметр. Если значение находится на 0 несколько часов, то аккумулятор считается заряженным.
  3. Можно замерять напряжение на клеммах батареи. Она заряжена, если значение составляет 16,3-16,4 В.

Как глубокий разряд аккумулятора влияет на срок его эксплуатации?

Каждый аккумулятор, который не используется, нужно заряжать, иначе он перейдет в состояние глубокого разряда. После разряда снижается емкость батареи. Дольше всего прослужит полностью заряженная АКБ, поэтому периодически следует проверять уровень заряда, не допуская глубокой разрядки. Правильный уход за аккумулятором позволяет продлить срок его жизни и сделать его надежнее.