Назад в новости
12208

Новые континенты: инструмент Dnipro-M отправляется в Антарктиду

Александр Книжатко — полярник, который в составе 26-й Украинской антарктической экспедиции отправился на станцию «Академик Вернадский» в конце февраля. Перед путешествием мы поговорили с ним о зимовке на станции, а также передали инструменты, которые понадобятся команде, развивающей украинскую науку.

Инструмент Dnipro-M отправляется в Антарктиду

Александр Книжатко - дизелист-электрик полярной экспедиции

26-я Украинская антарктическая экспедиция — юбилейная, ведь в этом году мы отмечаем 25-летие поднятия нашего флага на бывшей британской станции «Фарадей», которая ныне называется «Академик Вернадский» и является самым южным форпостом Украины в мире. С весны 2021-го до весны 2022 года команда будет проводить научные исследования и обеспечивать функционирование станции. Кроме ученых, в экспедиции участвуют: врач, повар, дизелист-электрик, системный механик и системный администратор связи. Александр — дизелист-электрик, который будет работать на станции течение всей зимовки.

Инструмент Dnipro-M отправляется в Антарктиду

Александр с коллегой посетили Dnipro-M в Киеве

«Мне сначала не поверили»

«Я никогда себе не ставил цель совершить какие-то грандиозные путешествия, но мою поездку на станцию «Академик Вернадский» определил счастливый случай. Однажды в интернете я увидел объявления о том, что начинается отбор среди желающих принять участие в 26-й Украинской антарктической экспедиции. Когда посмотрел требования к кандидатам, понял, что им соответствую, и заполнил анкету. Мне было интересно, ведь это приключения, экстрим и богатый опыт», — рассказывает Александр.

Инструмент Dnipro-M отправляется в Антарктиду

"Мой принцип - быть самим собой. Не играть роли"

«Когда моя семья узнала, что я прошел отбор и отправлюсь в Антарктиду, все были в шоке. Мне сначала не поверили, но когда поняли, что все это на самом деле, начали волноваться, искать информацию о месте, куда поеду.

Моей дочери 18 лет, она — художница, поступила в киевский вуз. Дочка в восторге, говорит, что тоже хочет увидеть те виды, ландшафты. Мой сын — еще школьник, ему 12 лет. Когда мы прощались, он сказал: «Знаешь, папа, скоро у меня будет контрольная по географии. И там будут вопросы об Антарктиде. А ты туда поедешь и увидишь все собственными глазами!»

«Эта поездка в Антарктиду меня изменит. Я уверен, что обрету там одного или несколько настоящих друзей. Конечно, преодолеть 11 тысяч километров — это огромные впечатления от стран, которые будут на нашем пути, впечатление от невероятных ландшафтов Антарктиды, животных, которые там живут. Потому даже те 60 солнечных дней, которые будут на станции, оставят яркий след в моей памяти».

Жена, конечно же, волнуется. Год — это не так уже и много, но и немало. Однако я уверен, мы пройдем это испытание. У меня есть несколько надежных друзей и брат, которым я доверяю, как себе. Я уверен, что когда у меня дома потребуется какая-то помощь, могу на них рассчитывать.

Инструмент Dnipro-M отправляется в Антарктиду

Когда меня дома провожали в путешествие, друзья подарили флягу с украинским гербом и электрическую зажигалку. А жена в качестве талисмана дала в дорогу нашу семейную фотографию.

Александр родом из Дрогобыча Львовской области, окончил Дрогобычский нефтегазовый колледж, затем Ивано-Франковский национальный технический университет нефти и газа. Свой путь начал мотористом на буровой установке и 10 лет работал в сфере добычи ископаемых. К 2014 году работал на шахте имени Засядько, но из-за войны устроился на работу в городе Стрый, где являлся сотрудником крупной компании по производству кабельных сетей для автомобилестроения.

«Там я начал свою карьеру с обычного работника. В течение трех лет дошел до должности руководителя отдела технологических процессов и координировал работу нескольких мастерских», — вспоминает Александр.

Подготовка будущих полярников

«Всех перспективных кандидатов сначала пригласили на собеседование в Киев. Мы пообщались, прошли психологический тест. Затем отобрали тех, кто отправится на станцию.

Все будущие полярники недавно прошли сборы на метеорологической станции в селе Мартовое Харьковской области. Там нас познакомили с тем, какие исследования проводит «Академик Вернадский», рассказали о погодных условиях и особенностях предыдущих экспедиций. Интересно было узнать, как на станции изучают изменения климата, озоновую дыру над Антарктидой, флору и фауну, проводят геофизические и геологические исследования.

Инструмент Dnipro-M отправляется в Антарктиду

Основная цель таких сборов — сплотить команду зимовников, ведь провести целый год в ограниченном кругу людей не так уж и просто. Мы уже подружились, общаемся в чатах. Ведь атмосфера на станции зависит только от нас самих. С нами работали психологи, они объясняли, какие риски нас могут ждать.

Главное — максимально понимание друг друга, желание идти навстречу в любой ситуации. Как говорил наш тренер, даже если вы с кем-то поссоритесь, то на ваш день рождения этот человек все равно придет».

«Испытать себя в таких условиях — это большой вызов жизни»

«Узнав, что меня выбрали для поездки, я почувствовал волнение, справлюсь ли с таким ответственным заданием. Но чем ближе к путешествию, тем больше решимости и любопытства. В меня вселили уверенность товарищи по команде. Это наш бейскомандер, который отправляется в свою девятую экспедицию, и системный администратор, общение с которыми помогает мне».

Кто такой дизелист-электрик в Антарктиде

«Обеспечивают нашу станцию энергией ​​три дизельгенератора. Я буду заниматься их обслуживанием, — рассказывает Александр. — Кроме того, при необходимости буду задействован в слесарных, столярных работах, очистке от снега, ведь там 300 дней в году — осадки. Моим напарником будет системный механик, которому я буду помогать следить за исправностью систем отопления, водоснабжения и опреснения воды, канализации.

Инструмент Dnipro-M отправляется в Антарктиду

Собираем полярников в дорогу

Сейчас на станции идет масштабная модернизация. Сезонный отряд полярников уже обустроил фундамент для нового гидравлического крана, который будет принимать грузы. После монтажа крана планируют установить новые дизельные генераторы, которые еще в пути. Также на станцию ​​прибыли новые котлы отопления, которые сейчас устанавливают. Еще один вид работ — техническое обеспечение спутникового интернета. Будем обустраивать место для установки новой спутниковой антенны. Это план-максимум. Понятно, что то, как будут продвигаться работы, зависит от погоды».

Какими инструментами будут работать на станции

«Один из самых востребованных инструментов — угловая шлифовальная машина, которой нужно будет резать металлические конструкции, зачищать. Также пригодятся шуруповерты для сверления отверстий различных диаметров, — рассказывает Александр. — На станции обновляют покрытие стен и крыши, ведь оно разрушается из-за огромного влияния ультрафиолетового излучения.

инструмент Dnipro-M отправляется в Антарктиду

Инструменты будут помогать полярникам на станции

Поверхности нужно будет очищать при помощи реноватора, затем заново их красить. Также поработаем сабельной пилой, так как в процессе замены генераторов нужно будет расширять отверстия в конструкциях, резать листовой металл».

инструмент Dnipro-M отправляется в Антарктиду

На станции на Александра и его коллег ждет много работы

инструмент Dnipro-M отправляется в Антарктиду

Путь в Антарктиду

Украинские полярники преодолевают огромный маршрут по земному шару — более 11 000 километров. На самолете они направляются из Киева в Турцию, затем Бразилию, а дальше приземляются в Чили, где в городе Пунта-Аренас садятся на корабль и плывут к берегам Антарктиды.

Во время выхода нашей статьи команда находится в Пунта-Аренасе на двухнедельном карантине и скоро отправится на остров Галиндез.

инструмент Dnipro-M отправляется в Антарктиду

Восход солнца над Пунта-Аренасом

«Трансатлантический перелет дался не очень сложно, в бразильский Сан-Паулу мы прилетели как раз после грозы, поэтому вечерней жары почти не почувствовали. А вот Сантьяго и Пунта-Аренас в Чили уже встретили зноем», — написал нам Александр и поделился фотографией, сделанной из окна гостиницы, в который поселили украинцев.

«В дороге использовал аккумуляторную батарею и адаптер Dnipro-M как повербанк. Без мобильного телефона путешествовать невозможно, в каждом аэропорту нужно заполнять электронные Covid-формы, затем на почту приходят разрешения на визит в следующую страну. Без предъявления на телефоне этих документов в самолет просто бы не пустили», — делится полярник.

Мы желаем нашим соотечественникам легкой дороги в Антарктиду и в дальнейшем будем рассказывать о жизни дизелиста-электрика на станции. Следите за новостями!